Организации дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
В 1993 году по инициативе педагогов Центра детского творчества была открыта Школа эстетического направления «Буратино». В школе обучалось 18 детей 7-го года жизни.
С 1994 года на основе социального заказа родителей контингент обучающихся в школе детей был увеличен до 40 человек (2 группы), а с 1999 года - до 80 человек. С 2011 года в школе обучается 138 детей дошкольного возраста, не посещающие детские сады.
В 2013-14 учебном году обучалось 148 детей 5-7 летнего возраста.
С 2016 года функционирует Образовательный комплекс «Буратино» (ОК «Буратино»).
Образовательный комплекс «Буратино» создан в целях обучения, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста и призван обеспечить необходимые опережающие условия для всестороннего развития способностей детей.
Учебный план ОК «Буратино» составлен с учетом социального заказа, выявленного в результате изучения спроса на дополнительные образовательные услуги. Участниками образовательного процесса являются дети в возрасте 5-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники. Обучение и воспитание в ОК «Буратино» ведется на русском языке, три дня в неделю, в течение учебного года.
Образовательный процесс организовывается на основе учебного плана, комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, расписания, составленного с учетом пожеланий родителей. Согласно СанПиН продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет составляет не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв длительностью 10 минут, для смены вида деятельности, отдыха детей, проветривания помещений.
Ориентировочная численность состава групп определяется Уставом, санитарными нормами и составляет 8-13 человек. При приеме в ОК «Буратино» предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка.
Основные условия деятельности работы Образовательного комплекса «Буратино»:
- обучающиеся принимаются на добровольной основе;
- обучающиеся не отчисляются;
- режим занятий обучающихся утверждается расписанием занятий и правилами внутреннего распорядка.
В рамках ОК «Буратино» предоставляются как бесплатные, так и платные дополнительные образовательные услуги.
Содержание образовательного процесса реализуется через комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, направленную на реализацию воспитательных, обучающих и развивающих целей, позволяющих раскрывать задатки и способности детей, создавать условия для их личностного саморазвития. Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ОК «Буратино» ориентирована на выполнение социального заказа и удовлетворение интересов, познавательных потребностей воспитанников. В комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу ОК «Буратино» включены программы разных видов и направлений деятельности, позволяющих решить проблему комплексного развития ребенка, а именно интеллектуального, физического, эмоционального и социального компонентов.
Интеллектуальный компонент направлен на: дифференцированное восприятие; концентрацию внимания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания и др.
Физический компонент направлен на основы здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущения «мышечной радости», получение представления о собственном теле, умение адекватно реагировать на изменения окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.
Эмоциональный компонент направлен в основном на уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальный компонент направлен на реализацию потребности ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Формируя программу, педагогический коллектив ОК для дошкольников «Буратино» особое внимание уделил потребностям и проблемам детей, не посещающих детский сад, он постоянно целенаправленно работает над формированием коммуникативной компетентности ребенка.
Составители программы полностью учитывают тот фактор, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.) определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных дошкольникам видах деятельности: игре, лепке, рисовании, конструировании; музыкальным занятиям, занятиям по гимнастики и хореографии. Такие виды деятельности позволяют дошкольнику быть активным, самостоятельным, уверенным в себе, способным решать постоянно усложняющие задачи и адаптироваться к учебной деятельности в школе.
Основная цель работы Образовательного комплекса «Буратино»: социальная адаптация и всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста через систему образовательных занятий в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Данная цель конкретизирована рядом задач:
Обучающие:
- формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: умения определять признаки и свойства предметов, группировать предметы по общим признакам, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать;
- обогащение их конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;
- совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), развитие коммуникативных способностей, усвоение норм культуры речи;
- формирование компетентностей: интеллектуальной (владение универсальными способами действий); языковой (способность строить общение с взрослыми и сверстниками); социальной (проявление внимания к людям, заботы о них, способность понять интересы и проблемы другого человека, умение оказать помощь и попросить о помощи);
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
- развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, эмоционально-волевого развития ребёнка;
- развитие познавательных и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно-двигательной), воображения и творчества;
- развитие обще учебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности;
- развитие творческой активности и познавательной деятельности.
Воспитательные:
- формирование у детей нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях;
- воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитание творческого мышления;
- нравственное и эстетическое воспитание средствами устного народного творчества, художественной и музыкальной литературы, музыки, декоративно – прикладного и изобразительного искусства.
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса;
- творческая организация образовательно-воспитательного процесса;
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
В ОК «Буратино» реализуется 14 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по нескольким направленностям, которые скоординированы так, чтобы полностью обеспечить целостность образовательной деятельности:
1. Художественная: «Азбука танца», «Палитра красок», «Музыкальные ступеньки».
2. Физкультурно-спортивная: «Музыкально-ритмическая гимнастика».
3. Социально-педагогическая: «Я в этом удивительном мире», «Английский для дошкольников», «Я начинаю читать», «Развивающие игры», «Игра – обучение, развитие, развлечение», «Волшебный мир книг», «От звука к букве», «Занимательная геометрия», «Математические ступеньки».
4. Техническая: «Информатика для дошколят».
Образовательный комплекс «Буратино» - это:
- отдельный мир, дарящий любовь и заботу каждому ребенку;
- комфортная атмосфера, дающая детям ощущение защищенности, спокойствия и уверенности в себя;
- развивающая среда, побуждающая ребенка к познанию, проявлению инициативы и творчеству;
- уникальные условия, развивающие в детях эстетическое восприятие деятельности;
- программы, опыты и исследования, увлекательные путешествия, эксперименты;
- инновационные технологии в сочетании с традициями российского образования;
- лучшие здоровьесберегающие методики, которые развивают природные данные ребенка;
- прекрасная подготовка к школе, создающая прочную базу для дальнейшего обучения;
- партнерские отношения с детьми и их родителями;
- партнерские отношения с детьми и их родителями;
- открытость и доступность информации, готовность к диалогу;
- сохранение традиций в воспитании и развитии детей;
- доброжелательный стиль отношений, определяющий климат доверия, взаимопонимания и сотрудничества.
Мы каждый день с радостью встречаем своих обучающихся, говоря родителям и детям: «Здравствуйте!».
У нас Вашим детям будет хорошо и уютно.
Структура Образовательного комплекса «Буратино» посмотреть PDF копию